Top.Mail.Ru
Услуги по охране труда

Кто утверждает реестр опасностей в организации?

Оценка и расчет профессиональных рисков
В соответствии с требованиями ст. 214 Трудового кодекса РФ российские работодатели обязаны организовать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку. Данная процедура является составной частью системы управления охраной труда (СУОТ) предприятия (организации).
Кто утверждает реестр опасностей в организации?

Организация оценки профессиональных рисков

Для организации выявления, оценки и управления профессиональными рисками работодателю необходимо:

  • утвердить положение, касающиеся идентификации и управления профессиональными рисками (порядок проведения, методика)
  • издать приказ о создании комиссии по оценке профессиональных рисков
  • регулярно проводить идентификацию и оценку профессиональных рисков в соответствии с положениями раздел 1
  • ознакомить работников с результатами оценки профессиональных рисков на их рабочих местах под роспись
  • своевременно проводить повторную идентификацию и оценку профессиональных рисков при изменении технологического процесса, используемого оборудования, сырья, а также при возникновении микроповреждений (микротравм) работников и несчастных случаев.

Что такое профессиональный риск и его оценка?

Профессиональный риск и его оценки

Под профессиональными рисками понимается вероятность причинения вреда здоровью работника вредными и/или опасными производственными факторами при выполнении им своих трудовых обязанностей.

Эти факторы могут быть самыми разными. В качестве примера можно привести механические опасности: падение с высоты, проколы, порезы или микроклиматические опасности: повышенные или пониженные температуры, повышенная влажность.

В Приложении N 1 к Примерному положению о системе управления охраной труда, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 776н перечислен примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ.

Работодатель должен выявить все вредные и/или опасные производственные факторы, оценить степень риска для каждого работника с учетом особенностей его деятельности, предотвратить риск, если это возможно, или снизить, если предотвратить его невозможно.

Кто утверждает реестр опасностей в организации?

Сегодня все работодатели, независимо от структуры собственности, размера компании и вида деятельности, обязаны проводить оценку профессиональных рисков. Проводить ее можно как с привлечением сторонних организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, так и силами самого работодателя. Для этого назначается одно или несколько ответственных лиц, основной задачей которых является обеспечение создания и функционирования системы управления охраной труда. Этим лицом обычно является главный инженер или начальник отдела охраны труда.

Оценка рисков позволяет выявить вредные и/или опасные производственные факторы на рабочих местах, принять меры по их минимизации, снизив таким образом показатели производственного травматизма и профессиональных заболеваний.


Оценка рисков существенно повышает мотивацию непосредственно занятого персонала к соблюдению требований охраны труда и обеспечивает безопасность производственного процесса.

Система комментирования SigComments