В феврале 2023 г. проведено техническое диагностирование днища мазутного резервуара №2 V 10000 м3, применяемого на опасном производственном объекте.
Резервуар предназначен для хранения мазутного топлива ТЭЦ и представляет собой цилиндрическую вертикальную стальную сварную ёмкость с крышей и днищем, приваренным к корпусу резервуара. Внутри резервуара установлено оборудование для подогрева мазута паром.
Визуальный и измерительный контроль металла и сварных соединений элементов днища резервуара проводился с использованием комплекта для визуального и измерительного контроля ВИК. При ВИК особое внимание обращалось на коррозионное состояние элементов днища, состояние соединений элементов днища резервуара в зонах концентрации напряжений, выявление наличия в сварных соединениях и металле поверхностных дефектов эксплуатационного происхождения (п. п. 4.1, 4.2 РД 08-95-95).
Днище сварено из отдельных листов встык и внахлест согласно типовому проекту 704-1-58. При визуальном контроле на днище резервуара обнаружены хлопуны, с размерами не превышающими установленные нормы п. 8.15 РД 08-95-95.
Видимые недопустимые дефекты в виде трещин на момент обследования не обнаружены. При визуальном контроле швов листов днища резервуара, в том числе уторного шва, видимых недопустимых дефектов на момент обследования не обнаружено. Форма и размеры швов соединения листов днища резервуара, в том числе уторного шва, соответствуют установленным нормам.
Проведен контроль качества сварных соединений днища резервуара для хранения мазута методом цветной дефектоскопии
Контроль выполнен набором для капиллярной дефектоскопии HELLINGNORD-TEST U87/ U88/ U89
При контроле качества нахлесточных сварных соединений листов днища резервуара и швов приварки ремонтных заплат методом ЦД на листах 4, 10, 27, 36, 47, 55, 91, 94, 108 обнаружены дефекты, требующие ремонта. На нахлесточном сварном шве обнаружен индикаторный след. 400 мм сварного шва Г11 от кольца центральной колонны требуют ремонта.
Проведены измерения твердости металла днища резервуара. Измерения твердости металла проводились твердомером портативным ультразвуковым ТКМ-359, Предел допустимой погрешности в диапазоне ± 10НВ. По результатам измерений твердость металла днища резервуара находится в пределах 115 – 142 НВ, что соответствует установленным нормам (р.5 СО 153-34.17.464-2003).
Измерения толщины металла элементов днища резервуара проводились ультразвуковым толщиномером ТЭМП-УТ1 .
Преобразователь: П112-5-10/2-А-01 № 170032 (диапазон измерений от 1,5 до 75 мм). По результатам измерений толщины металла днища резервуара в 921 точке максимальное утонение составляет: Окраек (10 мм) - до 2,4 мм (24 % от номинальной толщины), что не превышает установленные нормы (допускается утонение до 30 % РД 08-95-95). Основное днище (5 мм) - до 1,7 мм (34% от номинальной толщины). На участке днища с максимальным утонением рекомендуется установить заплаты.
Контроль качества стыковых сварных соединений элементов трубопровода проводился ультразвуковым дефектоскопом А1212 Master. Преобразователи: П121-5-70 № 266. Настройка чувствительности производилась по испытательным образцам.
По результатам ультразвукового контроля качества сварных соединений днища резервуара недопустимые дефекты, превышающие отбраковочный уровень, не зафиксированы. Все проконтролированные сварные швы, на момент обследования, признаны годными.
Нивелировка днища резервуара. Измерения выполнены лазерным нивелиром UBEXi XR 650
Измерения высот проводились по 46 сечениям вдоль листов с шагом 1 м, см. формуляре 3. По результатам измерений высотных отметок днища резервуара, установлено, что общая деформация днища не превышает установленных норм (РД 08-95-95).
Рекомендации
- места обнаруженной язвенной коррозии на листах закрыть ремонтными заплатами, приваренными внахлест. Сварные швы ремонтных заплат проконтролировать методом капиллярной дефектоскопии и методом вакуумирования. Рекомендуемые размеры ремонтных заплат и их расположение обозначено на формуляре. После зачистки днища под приварку ремонтных заплат размер заплат может быть увеличен, при обнаружении распространения зоны язвенной коррозии за пределы обнаруженные при данном обследовании.
- на участки с обнаруженным утонением металла выше допустимого установить ремонтные заплаты, приваренные внахлест. Рекомендуемые размеры и расположение ремонтных заплат указаны на формуляре. Сварные швы ремонтных заплат проконтролировать методом капиллярной дефектоскопии и методом вакуумирования.
- провести ремонт сварных швов ремонтных заплат на листах признанных не годными при данном обследовании. Ремонтные заплаты, попадающие в зоны язвенной коррозии удалить прежде чем приваривать заплаты увеличенного размера.
- провести ремонт нахлесточного сварного шва Г11 на расстоянии 400 мм от кольца центральной колонны
- ремонтную заплату на листе 36 удалить, обнаруженный под ней протяженный дефект заварить после разделки кромок, затем снова приварить ремонтную заплату и сварные швы ее проконтролировать методом капиллярной дефектоскопии и методом вакуумирования.
- при проведении очередного технического диагностирования резервуара проконтролировать участки сварных швов с обнаруженными дефектами методом УЗК и капилярной дефектоскопии.
- при проведении очередного технического диагностирования резервуара выполнить контроль состояния металла листов днища 33, 67 и 118 на участках с рисками и местной деформацией
Ремонтные работы выполнить в соответствие с рекомендациями:
СТО 0030-2004 Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Правила технического диагностирования, ремонта и реконструкции.
РД 34.23.601-96 «Рекомендации по ремонту и безопасной эксплуатации резервуаров мазута»