Обеспечение безопасности людей в зданиях при возникновении пожара начинается с грамотно организованных путей эвакуации. Это не просто архитектурный элемент, а жизненно важная система, от эффективности которой зависят судьбы десятков, а порой и сотен человек. Требования пожарной безопасности к эвакуационным маршрутам строго регламентированы нормативными документами и обязательны для исполнения на всех этапах — от проектирования до эксплуатации объектов.

В этой статье мы подробно рассмотрим, каким должны быть пути эвакуации согласно действующим стандартам, и почему любое отступление от норм — это потенциальная угроза жизням.
Пожарные требования к путям эвакуации
Пожарные требования к путям эвакуации — это совокупность нормативных предписаний, регулирующих параметры, расположение, конструктивные особенности и условия эксплуатации маршрутов, предназначенных для безопасного и своевременного вывода людей из зданий и сооружений в случае пожара. Эти требования направлены на обеспечение свободного, быстрого и беспрепятственного выхода при возникновении угрозы и установлены с учётом характера объекта, количества людей и степени пожарной опасности, в соответствии с действующими нормативными документами, включая СП 1.13130.2020.
Действующие нормы пожарной безопасности, касающиеся эвакуационных путей и выходов, основаны на официальных требованиях, утверждённых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Центральным регламентирующим документом в данной области выступает СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», введённый в действие приказом МЧС России от 19 марта 2020 года № 194 (в редакции от 21.08.2024). Этот свод правил устанавливает комплекс обязательных требований к проектированию, устройству и эксплуатации маршрутов эвакуации в зданиях различного назначения.
Документ детально определяет характеристики, которым должны соответствовать эвакуационные пути и выходы, включая их ширину, освещённость, направление открывания дверей, а также допустимое расстояние до ближайшего безопасного выхода. Соблюдение данных норм обязательно не только при новом строительстве, но и в процессе реконструкции и повседневной эксплуатации объектов. Их неукоснительное выполнение является гарантией обеспечения безопасности людей в случае пожара и критически важно для предотвращения трагических последствий при эвакуации.
Документ детально определяет характеристики, которым должны соответствовать эвакуационные пути и выходы, включая их ширину, освещённость, направление открывания дверей, а также допустимое расстояние до ближайшего безопасного выхода. Соблюдение данных норм обязательно не только при новом строительстве, но и в процессе реконструкции и повседневной эксплуатации объектов. Их неукоснительное выполнение является гарантией обеспечения безопасности людей в случае пожара и критически важно для предотвращения трагических последствий при эвакуации.
Что может считаться эвакуационным выходом?
Эвакуационные выходы представляют собой критически важный элемент системы противопожарной защиты зданий и сооружений. Они обеспечивают безопасный и оперативный выход людей из помещений при возникновении пожара или другой чрезвычайной ситуации. В соответствии с СП 1.13130.2020, не каждый выход может считаться эвакуационным — его статус определяется строго по установленным нормативам, с учётом планировочных, конструктивных и эксплуатационных характеристик здания.
Эвакуационным признается выход, обеспечивающий прямой доступ к безопасной зоне (наружу здания или в специально защищённую часть строения). Для этажей выше первого эвакуационными являются выходы, ведущие:
Для первого этажа и цокольных помещений правила ужесточаются: эвакуация должна производиться непосредственно наружу, минуя промежуточные помещения. При этом эвакуационные маршруты должны быть изолированы от обычных лестничных клеток здания, чтобы исключить распространение дыма и огня.
В случае подвалов допускается организация пути через лестничную клетку, при условии, что:
- на лестничные клетки, отделённые противопожарными перегородками;
- в фойе или коридоры, напрямую соединённые с лестничными клетками;
- на участки крыши, специально оборудованные в соответствии с требованиями противопожарной безопасности.
Для первого этажа и цокольных помещений правила ужесточаются: эвакуация должна производиться непосредственно наружу, минуя промежуточные помещения. При этом эвакуационные маршруты должны быть изолированы от обычных лестничных клеток здания, чтобы исключить распространение дыма и огня.
В случае подвалов допускается организация пути через лестничную клетку, при условии, что:
- на выходе из подвала организован тамбур, имеющий самостоятельный выход наружу;
- между лестничными маршами и основной частью лестничной клетки установлена противопожарная перегородка 1-го типа, от пола подвала до промежуточной площадки между первым и вторым этажами.
Сколько эвакуационных выходов необходимо?
Количество эвакуационных выходов определяется рядом факторов, подробно указанных в СП 1.13130.2020:
- Численность людей в помещении;
- Удалённость рабочих мест от ближайшего выхода;
- Наличие или отсутствие противопожарных преград в здании.
Основные положения:
Для подвалов и цоколей:
- Один выход допускается, если в помещении находится менее 6 человек;
- Один выход также возможен при численности до 15 человек, если имеется окно, дверь (не менее 0,75 × 1,5 м) или люк (не менее 0,6 × 0,8 м);
- Если численность превышает 15 человек, требуется два эвакуационных выхода.
- При нахождении в помещении более 50 человек, и если расстояние от самого удалённого рабочего места до выхода превышает 25 метров, необходимо предусмотреть минимум два выхода (п. 4.2.7 СП 1.13130.2020).
Если здание разделено на противопожарные отсеки, в каждой части должны быть предусмотрены отдельные выходы, исходя из тех же критериев.
Требования к самим эвакуационным путям
Эвакуационные пути должны соответствовать строгим техническим и эксплуатационным требованиям:
- Наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих направление движения;
- Отображение маршрутов на плане эвакуации;
- Ширина проходов — не менее нормативной, в соответствии с п. 4.3.3 СП 1.13130;
- Свободный проход — запрещено размещать мебель, технику, мусор и иные препятствия;
- Открывание дверей должно осуществляться по направлению эвакуации (наружу);
- Запрещено включение в маршрут турникетов, вращающихся дверей и шлюзов (п. 4.2.3);
- Запоры и замки на дверях должны свободно открываться без использования ключей;
- На всём протяжении маршрута должно быть обеспечено аварийное или постоянное освещение, включающееся автоматически при отключении основного (п. 4.3.12).
Таким образом, создание и поддержание правильной структуры эвакуационных выходов — это не просто формальность, а прямая обязанность собственника и руководства организации. Нарушение этих норм может привести не только к штрафным санкциям, но и к реальной угрозе жизни людей в случае чрезвычайной ситуации.