В Трудовой кодекс были внесены поправки, устанавливающие отдельные положения по оценке профессиональных рисков.
Теперь работодатели обязаны систематически выявлять опасности, профессиональные риски, а так же проводить периодический анализ и оценку профессиональных рисков. Кроме того, работодатели обязаны оценивать профессиональные риски перед вводом в эксплуатацию производственного оборудования, нового рабочего места или производственного объекта.
Кроме того, работодатель обязан проводить оценку профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию нового рабочего места или производственного объекта (статья 214, пункты 5 и 6 новой редакции Трудового кодекса РФ).
Теперь работодатели обязаны систематически выявлять опасности, профессиональные риски, а так же проводить периодический анализ и оценку профессиональных рисков. Кроме того, работодатели обязаны оценивать профессиональные риски перед вводом в эксплуатацию производственного оборудования, нового рабочего места или производственного объекта.
Кроме того, работодатель обязан проводить оценку профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию нового рабочего места или производственного объекта (статья 214, пункты 5 и 6 новой редакции Трудового кодекса РФ).
Управление профессиональными рисками
Понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками»
Понятия "профессиональный риск" и "управление профессиональным риском" определены в статье 209 Трудового кодекса РФ:
Профессиональный риск - это возможность причинения вреда здоровью в результате воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении им обязанностей по трудовому договору.
Управление профессиональными рисками - это комплекс взаимосвязанных мер, включающий мероприятия по выявлению, оценке и снижению профессиональных рисков.
Законодатели ввели эти понятия в трудовое законодательство в связи с реформированием системы управления охраной труда. То есть, переход от реагирования на страховые случаи после происшествий к управлению рисками для здоровья работников. Создание и внедрение комплексной, сквозной системы управления профессиональными рисками позволит эффективно управлять жизнью и здоровьем работников на рабочем месте для всех рабочих мест, независимо от размера и формы собственности организации.
Профессиональный риск - это возможность причинения вреда здоровью в результате воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении им обязанностей по трудовому договору.
Управление профессиональными рисками - это комплекс взаимосвязанных мер, включающий мероприятия по выявлению, оценке и снижению профессиональных рисков.
Законодатели ввели эти понятия в трудовое законодательство в связи с реформированием системы управления охраной труда. То есть, переход от реагирования на страховые случаи после происшествий к управлению рисками для здоровья работников. Создание и внедрение комплексной, сквозной системы управления профессиональными рисками позволит эффективно управлять жизнью и здоровьем работников на рабочем месте для всех рабочих мест, независимо от размера и формы собственности организации.
Система управления профессиональными рисками
Назначение:
- сократить число работников, получивших травмы или погибших в результате несчастных случаев
- сократить долю работников, работающих в условиях, не соответствующих стандартам охраны здоровья и безопасности
- сократить долю организаций (особенно промышленных предприятий) с неудовлетворительными условиями труда.
Процедуры оценки профессиональных рисков установлены и положения о системе управления профессиональными рисками утверждены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В настоящее время при оценке и управлении профессиональными рисками необходимо руководствоваться следующими документами:
- Руководство РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов»;
- Руководство Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки»
- ГОСТ Р 51901-2002 «Управление надежностью. Анализ риска технологических систем»
- ГОСТ 12.0.230-2007 «CCБT. Системы управления охраной труда. Общие требования»
- ГОСТ 12.0.010-2009 «CCБT. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков»
В рамках управления профрисками работодатель должен:
В рамках управления проф.рисками работодатель должен:
· выявлять опасности;
· оценивать опасности;
· снижать уровень проф.риска.
Выявлять опасности нужно путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении проф.рисками.
Опасности подлежат обнаружению, распознаванию и описанию, в рамках проведения следующих мероприятий:
- контроля работодателя за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах
- расследования несчастных случаев на производстве
- расследования профзаболеваний
- рассмотрения причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).
Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждает Минтруд с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Также Минтруд утверждает рекомендации по выбору методов оценки профрисков по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Такие правила указаны в статье 218 ТК РФ последней редакции.